Время в разных культурах

Модель организационной культуры Э. Холла. Отношение ко времени
Следующая группа параметров относится к восприятию времени в различных культурах. Много путешествующие деловые люди знают, что в различных культурах существует разнообразие подходов ко времени и деловым встречам. Существуют страны, где оговаривается точное время для проведения деловых встреч, и большое значение придается пунктуальности их соблюдения, вырабатывается порядок дня, и переговоры обычно не прерываются. Эти культуры ориентированы на задачу (task-oriented) и Холл называет МОНОАКТИВНЫМИ.
Относительно моноактивные культуры
Австралия, Новая Зеландия, Восточная Европа, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Китай, Южная Корея
Моноактивные культуры
Северная Европа, говорящие по-немецки страны, Северная Америка, Япония
Полиактивные культуры Арабские страны, Африка, Латинская Америка, Южная и Юго-Восточная Азия

В отличие от них представители полиактивных культур занимаются несколькими делами одновременно, они словоохотливы и общительны, в общении стараются, прежде всего, наладить хорошие отношения с партнером (people-oriented). В ПОЛИАКТИВНЫХкультурах различные дела зачастую улаживают в одно и тоже время и смысловой акцент ставится не на соблюдение договоренностей о проведении встреч, а на самом общении с людьми и решении проблем.
Клерк, обслуживающий клиента за стойкой, может легко отвлечься от своего основного занятия, чтобы ответить на вопрос другого посетителя. Менеджер будет продолжать говорить по телефону и задерживать посетителя, которому назначена встреча. Никто не будет смущен этими фактами. Гость, приглашенный на обед, может на него опоздать, поскольку его отвлекли более важные события. В некоторых обществах такое поведение может оцениваться как проявление крайнего неуважения, в обществах с полиактивным отношением ко времени – оно акцептируется и таким поступкам не придают значение.
Находящиеся в постоянном контакте представители полиактивных культур, как правило, хорошо информированы об интересующих их событиях или персоналиях на основе постоянного обмена информацией с широким кругом родственников, друзей и знакомых. В таких странах, как Испания, Италия или странах Латинской Америки, дружеское общение в неформальной обстановке является более быстрым и зачастую достаточно надежным средством получения информации нежели официальные СМИ.
В моноактивных культурах предпочтение отдается составлению графиков проведения встреч, которые могут следовать одна за другой, а также пунктуальности. Распорядок дня диктуется графиком. Если менеджер занят с посетителем, то он по возможности переключает свой телефон на секретаря и берет трубку только в экстренных случаях. Если же секретарь отсутствует, то сотрудник или игнорирует звонок, или же отвечает очень кратко, договариваясь о более позднем звонке. Для протекания встречи иногда важен даже не сам посетитель, а факт предварительной договоренности об ее проведении. Время рассматривается при этом как невосполнимый ресурс. Люди сравнивают его с деньгами, они говорят об "экономии времени", "сохранении времени", "предоставлении времени", "распределении времени" и его "растрачивании". Такой подход кардинальным образом отличается от полиактивного отношения ко времени, в соответствии с которым каждое дело можно осуществить в подходящий для него момент.
Не так обстоит дело с представителями моноактивных видов культур. Так, если бизнесмен из Скандинавии, прилетевший на встречу в Юго-Восточную Азию или ради нее отклонивший привлекательное предложение только для того, чтобы соблюсти договоренность, обнаружит, что назначивший ему встречу коллега уехал днем раньше, не дождавшись его, то он будет очень разочарован. Или же если человек, пунктуально планирующий свой рабочий день, встретится с невнимательным отношением другого служащего, который ведет длинные беседы по телефону и тем самым растрачивает его время, то он будет наверняка вынужден указать сотруднику на недопустимость такого отношения. Менеджер, не понимающий различий в восприятии времени представителями разных культур, рискует разрушить даже долголетнее сотрудничество с партнерами.

Сохранить закладку на материал

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

опубликовать комментарий

Ваш адрес электронной почты останется скрытым. Обязательные поля помечены * Обязательные поля помечены * *