Формы корпоративных ценностей

В статье приведена классификация корпоративных ценностей

© А.Н. Леонтьев Формы корпоративных ценностей

По мнению современного отечественного психолога А.Н. Леонтьева, можно выделить три основные формы существования корпоративных ценностей:

  1. идеалы – выработанные руководством и разделяемые им обобщенные представления о совершенстве в различных проявлениях и сферах деятельности организации;
  2. воплощение этих идеалов в деятельности и поведении сотрудников в рамках организации;
  3. внутренние мотивационные структуры личности сотрудников организации, побуждающие к воплощению в своем поведении и деятельности корпоративных ценностных идеалов.

Эти формы имеют иерархическую структуру осознания работниками и постепенно переходят одна в другую: организационно – культурные идеалы усваиваются сотрудниками и начинают побуждать их активность в качестве «моделей должного», в результате чего происходит предметное воплощение этих моделей. Предметно воплощенные ценности в свою очередь становятся основой для формирования организационных идеалов и так далее до бесконечности. Этот процесс повторяется, непрерывно совершенствуясь на каждом новом витке развития корпоративной культуры организации.
В целом, систему формирования и развития организационной культуры можно представить, по мнению автора, в виде следующей «пирамиды ценностей» в их конкретном проявлении.
Без единой системы ценностей, организации не могли устойчиво функционировать и достигать поставленных целей.
Тем не менее, не все корпоративные ценности и даже принимаемые сотрудником в качестве таковых, действительно становятся его личностными ценностями. Осознания той или иной ценности и положительного отношения к ней явно недостаточно. Действительно необходимым условием этой трансформации является практическое включение сотрудника в деятельность организации, направленную на реализацию этой ценности. Только ежедневно действуя в соответствии с корпоративными ценностями, соблюдая установленные нормы и правила поведения, сотрудник может стать представителем компании, соответствующим внутригрупповым социальным ожиданиям и предъявляемым требованиям.
Полная идентификация сотрудника с компанией означает, что он не только осознает идеалы фирмы, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности организации становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем работник продолжает разделять эти ценности уже вне зависимости от того, находится ли он в рамках данной организации или нет. Более того, такой работник становится мощным источником данных ценностей и идеалов в рамках сформировавшей его организации.

Очевидно, что даже преуспевающие компании с сильной организационной культурой также нуждаются в постоянном поддержании и развитии своих культурных ценностей.

Сохранить закладку на материал

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

опубликовать комментарий

Ваш адрес электронной почты останется скрытым. Обязательные поля помечены * Обязательные поля помечены * *