Модель «7-С»
Модель «7-С»
При анализе организационной культуры всегда возникают вопросы, к какой или каким культурам следует причислить свою компанию, соответствует ли организационная культура тому, что типично для данной отрасли, какие характерные черты культуры поддерживают существующую стратегию, а какие нет, как можно изменить культуру, если этого требует изменившаяся стратегия компании.
Для того чтобы проиллюстрировать тесную связь стратегии компании и корпоративной культуры, а также, в целом, взаимозависимость всех элементов организации друг с другом необходимо привести здесь еще одну модель.
Характеристика модели «7-С».
Элементы модели |
Характеристика элементов модели |
Стратегия |
Курс на распределение ограниченных ресурсов для достижения намеченных целей в заданной перспективе |
Структура |
Описание организационной схемы и описание рабочих мест |
Системы и процедуры |
Описание процессов и установление процедур (например, системы планирования, способа принятия и согласования решений, управления качеством и т.д.) |
Состав персонала |
“Демографическая” характеристика важнейших категорий персонала |
Стиль управления |
Характер действий первых лиц компании для достижения целей фирмы |
Сумма навыков персонала |
Способности, отличающие персонал и фирму в целом, так называемая ключевая компетентность фирмы (core competеnce) |
Совместно разделяемые ценности, или корпоративная культура |
Важнейшие ценности или основополагающие концепции (философия фирмы), которые доводятся до сознания всех сотрудников фирмы |
Модель «7-С» убедительно доказывает, что невозможно изменить одно, не изменив другое. Невозможно изменить корпоративную культуру без изменения стратегии и, наоборот, изменить стратегию без внесения корректировки в корпоративную культуру.
Возьмем ситуацию, когда предприятию предстоят значительные изменения стратегического порядка, которые, если их начать, будут связаны со значительными переменами во взглядах руководящего персонала и сотрудников. Возникает риск, связанный с тем, что новая стратегия, хотя она правильна и необходима, может не реализоваться в имеющихся условиях. В подобной ситуации есть четыре возможности:
1) игнорировать сложившуюся корпоративную культуру
2) попытаться действовать в рамках существующей культуры
3) изменить стратегию
4) изменить культуру