Соотношение понятий деловая культура, корпоративная культура, национальная культура
Виды культур
Культура – многоуровневый феномен. Наряду с существованием культуры страны, в большинстве случаев ассоциирующейся в уме наблюдателя с национальной культурой, существуют региональные культуры, городские. В некоторых странах региональные различия в гораздо большей степени определяют национальную идентичность своих граждан. Так жители Южного Тироля Северной Италии по своему языку, традициям и культуре ближе к немцам или австрийцам, нежели жителям Сицилии или Калабрии. Жители Мюнхена – не просто немцы, живущие на юге Германии, а баварцы, говорящие на баварском диалекте немецкого языка и отмечающие свои праздники. У них своя национальная одежда и баварские блюда.
Наряду с культурами, действующими в рамках отдельных географических регионов, существуют также культуры "сообществ по образу мыслей"("communities of meaning"), которые возникают в различных местах у людей, разделяющих единые ценности, т.е. профессиональные, корпоративные или же гендерные. Можно почти с уверенностью предположить, что программист, работающий где-нибудь в Бомбее, по своим установкам во многом ближе к своему коллеге из Силиконовой Долины США, нежели к индийскому крестьянину.
Что же касается корпоративной культуры, то она объединяет людей различных национальностей, живущих во многих странах. При этом, в отличие от большинства профессиональных культур или же культур, возникших по географическому признаку, корпоративная культура вырабатывается целенаправленными усилиями фирм, озабоченных созданием единого корпоративного духа. Корпоративная культура определяет поведение работника, настраивает его рабочую мотивацию, влияет на производительность и удовлетворенность трудом. Она выступает социальной смазкой, облегчающей взаимодействие между людьми. Этот феномен являет собой набор символов и ценностей, а иногда и общего языка, используемых людьми для генерации идей, интерпретации их опыта, принятия решений. Корпоративная культура "учит нас как определенным образом подходить к проблемам, как их интерпретировать, извлекать смысл из общения с миром".
С корпоративной культурой тесно связана деловая культура. Это сложный феномен, включающий в себя деловые традиции, способы принятия решений, стиль ведения переговоров и менеджмента, принятые в конкретной стране. Деловая культура является неотъемлемой частью национальной культуры и зачастую в ней особенно выпукло просматривается национальная специфика того или иного этноса.