Вы обращали внимание на то, как часто распечатки корпоративных стратегий пылятся на полках, а стратегические цели не достигаются?
Зачем нужна стратегии организации
По данным исследования Гарвардской школы бизнеса это происходит по следующим причинам:
- Ошибочная декомпозиция стратегических целей компании.
Более 90% случаев проваленных и стратегических целей вызваны их неправильной декомпозицией. - Персонал не может связать стратегические цели организации с результатами выполняемых бизнес-процессов.
Более 90% персонала не связывает результаты своей работы со стратегическими целями организации. - Формирование бюджетов не связано реализацией стратегических целей организации.
Бюджеты большинства компаний связаны с обеспечением текущих заявок подразделений, а не со стратегическими целями. - Мониторинг деятельности охватывает малую часть важных для ведения бизнеса KPI.
Менее 15% используемых KPI связаны с достижением стратегических целей. - Мотивационные схемы сотрудников ориентированы на достижение текущих финансовых показателей.
Менее 20% менеджеров мотивированы на достижение стратегических целей.
Уверены ли вы, что ваша стратегия дает четкое направление развития?
Уверены ли вы, что ваша стратегия мотивирует сотрудников и они вовлечены в текущую деятельность?
Уверены ли вы, что ваша стратегия позволяет почувствовать и приблизить будущий успех организации?
Уверены ли вы, что ваша стратегия позволяет увидеть четкую и структурированную карту «театра боевых действий»?
Если говорить о причинах этих проблем, то становится понятно, что успешной компании необходима работающая связка « стратегия — цели – деятельность – обратная связь».
Как выглядит работающая стратегия развития организации
Стратегия развития организации – это документ, отражающий понимание топ-менеджментом и собственниками того, что будет с бизнесом компании через несколько лет (в зависимости от различных изменений во внутренней и внешней среде) и того, что нужно делать каждому сотруднику каждый день, чтобы достичь этих целей.
Работающая стратегия развития позволяет компании для провести «водораздел» между оперативным и стратегическим управлением для того, чтобы собственник был уверен в правильности развития компании, а топ-менеджмент имел возможность самостоятельно принимать решения по реализации стратегии организации в рамках отведенного коридора без бесконечного согласования с собственниками.
Что вам даст стратегия развития организации
Целостная стратегия развития организации позволит:
- сформировать единое видение будущего организации, единое понимание ее стратегических целей и задач;
привести финансовые, маркетинговые цели в соответствие с рыночным потенциалом; - сформировать картину бизнеса, максимально полно удовлетворяющую запросам клиентов и сответсвующую конкурентным преимуществам компании;
- выявить ключевые риски, «узкие места» бизнеса и разработать ответные меры;
- оценить потребность в ресурсах на всех фазах реализации стратегии развития;
- определить последовательность действий по реализации стратегии развития.
Показатели реализации стратегии организации позволяют:
- быстрее реализовывать управленческие решения;
- точнее определять причины возникновения организационных проблем;
- мотивировать персонал организации на достижение стратегических целей и соблюдение стандартов;
- согласовать стратегические цели организации и бюджеты различных уровней.
Что есть в отличной стратегии развития организации
- Взгляд на компанию «наружу» – мониторинг внешней среды, описание того, что происходит в ближнем окружении (потребители, конкуренты и т.д.), прогноз того, что будет с ними происходить, анализ факторов, которые могут повлиять на статус-кво.
- Взгляд на компанию «снаружи» — критический анализ конкурентных преимуществ, того, что компания делает, чтобы лучше и прибыльнее удовлетворять потребности клиентов.
- Выбор генеральной линии развития – понимание того, куда организация может прийти, куда собственно нужно идти и что для этого нужно делать.
- Разработка нескольких сценариев стратегии развития, маршрутов того, каким образом компания может достичь своих глобальных целей.
- Разделение стратегии на отдельные блоки и мероприятия, реализуемые каждый день.
Как выглядит процесс разработки стратегии развития организации
- Определяем видение будущего компании собственниками
- Анализируем соответствие внутренних возможностей фирмы рыночным реалиям
- На основе историй поступков лидеров выявляем видение, заявление о миссии
- Формируем вектор движения – конечный результат на грани возможностей компании
- Разбиваем этот вектор на стратегические цели, определяем приоритеты стратегического развития
- Выявляем и описываем возможности, ограничения и риски для компании
- Формируем карту операционных целей, выполнение которых приводит к достижению стратегических целей
- Разрабатываем целевые индикаторы реализации стратегии
- Разрабатываем карту сбалансированных показателей различных уровней (измеряющих эффективность существующих изнес-процессов в соответствии с критериями S.M.A.R.T.)
- Разрабатываем функциональные политики (маркетинговая стратегия, производственная стратегия, финансовая стратегия, кадровая стратегия)
- Создаем прототип модуля аналитической отчетности
- Анализируем корпоративную культуру компании на предмет «подводных камней»
- Готовим план поддерживающих мероприятий (как мотивировать сотрудников на достижение целей, как создать атмосферу «мы сделали это!»)
После разработки стратегии
- Поддержка топ-команды
- Мониторинг реализации ключевых мероп
риятий - Привлечение инвестиций
А есть примеры людей, которые уже получили результат?
Формат разработки стратегии организации
В разработке и контроле над проектом должен участвовать директор компании.
Основная форма работы — стратегические сессии.
Должна быть сформирована экспертная команда топ-менеджеров и ключевых сотрудников компании.
Необходимо выделить время для работы проектной команды.
Необходимо задать систему мотивации проектной команды, привязанную к результатам реализации стратегии.
Что еще обычно получает клиент в результате разработки показателей реализации стратегии организации?
- Персонал четко понимает стоящие перед ними цели и задачи.
- Топ-менеджеры могут осуществлять мониторинг и коррекцию стратегию организации on-line.
- В компании построены четкие и понятные менеджерам наборы показателей (KPI), которыми он оперирует в своей деятельности.
- Стратегия и цели из «толстого пылящегося тома» превращаются в то, что действительно делают наши сотрудники.
- Вы знаете, какой результат и выгоду принесет любое управленческое решение:
- каких финансовых результатов вы добьетесь, насколько привлекательна компания для инвестиций(блок «Финансы»);
- чем вы можете привлечь клиентов, в чем наши конкурентные преимущества? (блок «Рынок/клиенты»);
- какие процессы приоритетны для усиления вашего конкурентного преимущества? (блок «Бизнес-процессы»);
за счет каких компетенций вы сможете реализовать наше конкурентные преимущества? (блок «Обучение/развитие»).
Когда мы нужны
Загрузка топ-менеджмента текущими делами достигает максимума.
Даже самые профессиональные сотрудники компании не обладают достаточным опытом разработки стратегии.
При разработке стратегии необходимо одновременно минимизировать и затраты, и сроки.
Почему мы
На наш взгляд, стратегия – это не «пыльный толстый том» в кабинете директора, а понимание того, что нужно делать уже сегодня, чтобы быть успешным завтра. Мы занимаемся анализом и проработкой именно тех вопросов, от которых сегодня в наибольшей степени зависит развитие компании.
Мы стремимся помочь клиенту сформулировать адекватные цели и стратегии. Чтобы развиваться – компания должна постоянно изменяться.
Мы считаем, что успешность любой стратегии зависит от того, как хорошо она разработана, так и от того, насколько хорошо она реализована. Как известно, люди лучше реализуют свои идеи, поэтому разрабатываемая стратегия является «детищем» ключевых сотрудников компании – тех людей, которым ее предстоит реализовывать.