Каковы общие подходы к изучению организационной культуры? В чем сущность социологического подхода к изучению организационной культуры?
Методы социологического изучения организационной культуры
Методы исследования | Уровни исследования | ||
Семиотический | Институциональный | Коммуникативный | |
Цель: | Определение идейного, символического значения произведений культуры. | Анализ социальных условий производства, тиражирования, функционирования, потребления культурных ценностей. | Выявления ценностного значения явлений культуры, их роли в повседневной жизни людей |
Объекты: | Тексты, произведения, памятники, обычаи, традиции и т.п. | Культурные учреждения, социально-культурные группы, субкультуры, аудитория СМК. | Культурные запросы, потребности, ценностные ориентации, вкусы, мнения. |
Стратегии: | Реконструкция: воссоздание первоначального "замысла" произведений с учетом конкретных социальных и исторических условий (герменевтика). Деконструкция: изучение проблемно-смыслового поля, в котором стало возможно данное произведение, его связей с другими текстами и образцами (декодирование) |
Структурно-функциональный анализ: исследование морфологии и динамики культуры в связи с изучением социальных структур и отношений (распределением "символического капитала", нормами, социализацией, девиациями, трансформацией, изменениями). | Интерпретация: анализ ментальных практик, посредством которых люди "вкладывают" индивидуальный смысл в потребляемые культурные ценности. |
Процедуры: | – Наблюдение – Описание – Интервью – Экспертный опрос – Анализ документов (контент-анализ текстов и визуальных изображений) – Частотный анализ – Социолингвистический анализ – Интертекстуальный анализ – Компаративистика – Искусствоведческий анализ – Исторический анализ – Дискурс-анализ |
– Наблюдение – Анализ статистики – Анкетные опросы – Социометрия – Рейтинги – Формализованное интервью – Анализ документов (контент-анализ) – Фокус-группа – Кейс-стади – Этнографический метод |
– Наблюдение (в т.ч. включенное) – Анкетные опросы – Экспертный опрос – Контент-анализ – Глубинное интервью – Фокус-группа – Бюджетный анализ (в частности, анализ бюджетов времени) – Конверс-анализ – Кейс-стади – Биографический метод – "Насыщенные описания" – Провокационные стратегии |
Примеры: | 1) Р. Барт. "Мифологии" — о символическом значении социальных явлений, обычаев. 2) К. Леви-Стросс. "Мифологики". 3) М. Фуко. "Слова и вещи". 4) Ю.А. Левада. "Социология религии". 5) М. Мид. "Культура и мир детства". 6) И.С. Кон. "Ребенок и общество". 7) А. Соломоник Исследования знаковых систем рисунков. 8 ) Б. Гройс. «Проект Сталин» — о символическом значении искусства соцреализма, о мавзолее Ленина. 9) А.Б. Росляков. "Имидж современной российской интеллигенции" (по материалам газет "Известия", "Комсомольская правда", 2001 г.) 10) А.А. Панченко. Исследования в области народного православия. (Исследуется комплекс верований и обрядов, связанных с деревенскими святынями Северо-запада России: почитаемыми источниками, камнями, крестами). |
1) Т. Парсонс. Анализ современных теорий в социологии религий. 2) Э. Дюркгейм. "Разделение труда в обществе", "Самоубийство". 3) Р. Мертон. "Массовое убеждение", "Читая о бюрократии". 4) Э. Тоффлер. "Футурошок". 5) А. Моль. "Социодинамика культуры". 6) Б.А. Грушин, ВЦИОМ и др. научные центры. Исследования аудитории СМИ, определение ее типологии, состава, читательских и зрительских интересов. 7) Исследования групп художественной интеллигенции. 8 ) Л.А. Гордон, Э.В. Клопов. "Человек после работы". 9) Публичная библиотека — настоящее и будущее культуры чтения в России. 10) Частные библиотеки как социокультурный феномен. 11) Н.А. Головин, В.А. Сибирев. "Дети и выборы в Государственную Думу: формирование базовых политических установок". 12) Исследования субкультуры преступного мира: институционализация, ценностные ориентации, жаргон и символика, фольклор и т.п. 13) Ф.Н. Завьялов, Е.М. Спиридонова. Исследование образа жизни бомжей. 14) А. Алексеев. Исследование методом включенного наблюдения на Ленинградском заводе полиграфических машин. |
1) Исследования культуры, описанные Л. Иониным, Н. Смелзером, Э. Гидденсом. 2) Дж. Мид. "Философия действия", "Разум, Я и общество". 3) Г. Блумер. "Символический интеракционизм". 4) Н.И. Лапин, А.Г. Здравомыслов и др. Мониторинг ценностных ориентаций населения России. (с 1992 г.) 5) М. Рокич, А. Эдвардс, С. Моррис, Ш. Шварц, Г. Олпорт, М. Гудман, А.П. Вардомацкий. Современные методики эмпирического исследования ценностных ориентаций и личностных мотиваций. 6) В.И. Толстых, А.Б. Гофман и др. Мода, как регулятор культурного поведения. 7) С.Ю. Барсукова. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество. Особенности женского стиля управления. 8 ) А.Е. Чирикова. Женщина и мужчина, как топ менеджеры российских компаний. 9) В.С. Коробейников. Исследование текстов прессы, телевизионных и радиопередач и эффективности их воздействия на аудиторию. 10) Ф.В. Цымлов "Ценностные ориентации советской и постсоветской молодежи"; Всемирная программа изучения ценностей во всем мире (1950 – 1998 гг.) 11) Н.Н. Козлова. Контент-анализ личных документов. 12) К. Гирц. Насыщенные описания" . 13) Метод Левиса: описание одного дня жизни пяти семей. 14) Г. Гарфинкель. Провокационные стратегии прерывание привычных форм взаимодействия для выяснения социального порядка, норм и ценностей, по поводу которых участники общения обычно не рефлексируют. |
В составлении таблицей принимали участие студенты социологического факультета РГГУ: Бояринцева П., Гитман Д., Давыдова М., Данилина А., Дубинина А., Ефремова Н., Кондов Д., Кривошеева Е., Матасова И., Сигутина М., Туркова Е., Чуркина О.
Координационную и редакторскую работу выполнила Е. Туркова.
Примечания
- См.: 1) М. Рокич: Сравнительное исследование ценностей студентов США и Белоруссии в 1989 г. 2) А. Эдвардс предложил методику, которая носит название “Список личностных предпочтений”. Респонденту предлагают попарно сравнить 15 мотивационных тенденций. После обработки получается ранжированный список из этих 15 предпочтений, позволяющий судить о структуре ценностных ориентаций респондента. 3) С. Моррис. Кросс-культурное исследование ценностей методом оценки высказываний. (Опросник “Способы жизни”). 4) Ш. Шварц (1987 г.) Инструментарий под названием “Ценностный опросник”. 5) Г. Олпорт. Метод выбора из нескольких альтернатив (опросник “Изучение ценностей”). 6) М. Гудман в 1957 г. предложил японским и американским школьникам в начальной школе написать сочинение на тему: “Кем я хочу стать, когда вырасту, и почему?” По частоте выбора определенных профессий он судил о ценностях, свойственных американским и японским школьникам. 7) А.П. Вардомацкий. ”Аксиобиографическая” методика.
- Автор решил, что для адекватного сравнения пяти семей наиболее подходит дневниковый способ описания типичного дня, проведенного семьей. Поэтому каждая из семей была представлена дневником одного дня с описанием специфического характера данной семьи.