© Ерёмина И.В. Взаимовлияние организационной культуры и систем автоматизации бизнес-процессов
В нынешних условиях организации не могут выжить, оставаясь неизменными. Повальное увлечение сокращением издержек, борьбой за качество и совершенствованием процессов и процедур не привело к желаемым результатам. Причина неудач, крылась в том, что программы изменений не затрагивали фундаментальных основ организации – системы ценностей, направлений деятельности, стиля управления, способов мышления и подходов к решению проблем, всего того, что принято понимать под организационной культурой.
Очевидна актуальность проблемы взаимодействия и взаимовлияния реинжиниринга производственных процессов и организационной культуры.
В настоящей статье данная проблема рассматривается для случая внедрения в организации различных систем автоматизации жизнедеятельности предприятия – систем автоматизации документооборота, систем автоматизации логистических процессов, систем автоматизации других бизнес процессов.
Зачатки организационной культуры присутствуют в любой организации с самого начала, однако руководители начинают обращать внимание на ее значимость лишь с того момента, когда штат сотрудников переваливает за сотню человек, возрастает сложность управления, и существенную роль начинает играть фактор масштаба.
Наибольшее практическое применение для диагностики и изменения организационных культур нашел подход американских ученых, базирующийся на теоретической модели "рамочной конструкции конкурирующих ценностей" [1]. На основе этой модели построена типология организационных культур: иерархическая, рыночная, адхократическая и клановая. Каждый тип, по мнению сторонников этого подхода, поддается однозначной идентификации по шести базовым параметрам:
- важнейшие характеристики организации;
- общий стиль лидерства;
- стиль управления наемными работниками;
- связующая сущность;
- стратегические цели;
- критерии успеха.
Наиболее зрелой, прошедшей проверку временем является иерархическая культура, возникшая еще в период промышленной революции XIX века. Ей присуща бюрократическая жесткость, обеспечивающая рентабельный, стабильный, предсказуемый выпуск продукции. Деятельность организации поддерживает централизованная система управления с четким распределением полномочий, стандартизированными правилами и процедурами, развитыми механизмами учета и контроля. В условиях достаточно стабильной внешней среды такая модель работает весьма эффективно. Для большинства правительственных органов, таких промышленных конгломератов, как Воеng и МсDonalds, эта модель по сей день остается основополагающей.
Рыночная культура достигла расцвета в середине XX века. Ее главная цель – снижение операционных издержек. Ориентация на результат, прибыльность, конкурентоспособность предполагает достаточно агрессивное поведение компании, высокую динамичность, ориентацию на клиента. Поэтому на посту руководителей таких компаний наиболее успешными оказываются уверенные в себе хозяева, любящие побеждать. Самые известные примеры фирм с такой доминантой – General Electric, Philips, Sony.
Клановая форма характеризует организации семейного типа, наиболее часто встречающиеся в Японии. С внешним окружением проще справиться, организуя бригадную работу и заботясь о повышении квалификации наемных работников – на этой основе строится вся деятельность компании. Потребителей стараются воспринимать как партнеров, культивируется преданность делу и организации. Высший менеджмент легко делегирует полномочия наемным работникам и облегчает условия их участия в бизнесе (пожизненная занятость, владение акциями).
Самый молодой и наиболее перспективный тип организационной культуры – адхо-кратический, сформировавшийся в информационную эпоху. В быстро меняющемся мире именно такой тип культуры обеспечивает эффективную работу компаний, особенно ориентированных на интеллектуальные услуги и выпуск высокотехнологичной продукции. Недаром в числе ярких представителей этого культурного направления называют Microsoft, Арр1е и другие компьютерные компании. Внутренняя организация таких структур, функционирующих порой по принципу временных коллективов, созданных под конкретный проект, допускает элементы анархии, в них отсутствует жесткая формализация, зато ценятся профессионализм и новаторство.
Разумеется, ни одна культура не присутствует в организации в чистом виде. Как правило, результирующая оргкультура – это смесь всех четырех типов, перемешанных в той или иной пропорции в зависимости от характера деятельности компании (см. примеры на рисунке }. Можно говорить лишь о культурной доминанте организации.
Организационная культура складывается из двух компонент: совокупности норм и правил поведения, зафиксированных в документах (которым могут не следовать или следовать частично), и неформатизованных. но определяющих реальную сторону жизни традиций. Степенью расхождения между ними определяется управляемость компании.
Если гуманитарные аспекты оргкультуры – дух и "душа" компании – формализуются трудно и представления о них пока живут в основном в головах топ-менеджеров, то с "нервной системой" бизнеса дело обстоит гораздо лучше.
Организационная информационная система (ОИС) это отображение бизнес-стратегии предприятия с помощью современных информационных технологий [2]. На вход ОИС поступает информация о ресурсах, которыми необходимо управлять (материальных, финансовых, кадровых и информационных), а на выходе — результат производственной деятельности предприятия.
Очевидна связь между организационной структурой и механизмом управленческого воздействия на нее – административным документооборотом. Следовательно, существует и связь между организационной культурой и административным документооборотом.
Административный документооборот (приказы, распоряжения, служебные записки, письма, договоры) является движущей силой работы организации. Помимо него основную деятельность компании сопровождает технический документооборот: платежки, накладные, маршрутные карты, ордера, чертежи и т.д. Являясь носителем управленческого воздействия, административный документооборот менее формализован, чем технический, однако требует согласования и контроля исполнения каждого документа, а маршрут движения этих бумаг, как правило, зависит от их содержания. Способы передачи документов за последний век сильно изменились. Нельзя даже сравнивать рассылку документов по электронной и обычной почте – преимущества первой очевидны. А вот преимущества автоматизированных систем документационного обеспечения управления (СДОУ), как они тяжеловесно именуются в ГОСТах, не столь известны. Между тем эффект от их внедрения можно ощутить в весьма явной форме.
Помимо очевидных эффектов (экономия бензина, расходных материалов для печати, сокращение штата секретарей и контролеров), СДОУ может серьезно изменить культуру организации, поскольку умеет выступать в разных ипостасях:
- Как инструмент, обеспечивающий "управленческую прозрачность". В каж
дый момент времени руководитель может увидеть, насколько точно и свое
временно его распоряжения доведены до исполнителей, и проследить ход их
исполнения по всей управленческой вертикали. Соответственно, благодаря
СДОУ руководители всех уровней тратят существенно меньше времени на
оперативный административный контроль и могут сосредоточиться на ре
шении более творческих задач. - Как механизм регулирования исполнительской дисциплины. Система берет
на себя функции контроля: кому, когда и какие поручения отданы, на какой
стадии находится их выполнение. Встроенный во многие СДОУ механизм
оповещения, рассылающий напоминания при приближении срока исполне
ния, снимает лишнюю психологическую нагрузку и на рядовых сотрудни
ков, и на менеджеров – не надо составлять бесконечные списки и нервни
чать, не забыл ли сделать что-то важное. - Как средство формирования культуры командной работы. СДОУ способст
вует координации и кооперации сотрудников, создает ощущение работы
"лицом к лицу". Появляется коллективная ответственность за результат, если
документ утверждался в разных подразделениях (не отговоришься, что не
видел или не помнил.- в системе все запротоколировано). - Как способ борьбы с "шумами", связанными с решением непроизводственных задач. Сотрудникам больше не нужно тратить время на хождение по кабинетам для заказа пропусков, курьера, переговорной комнаты и т. п. Приняв заказ, система сразу дает обратную связь: пропуск заказан, комната зарезервирована.
- Как надежный способ обеспечения конфиденциальности при работе с документами. В каждой автоматизированной СДОУ есть средства для разграничения прав доступа к информации, с помощью которых можно сделать документы невидимыми или недоступными для редактирования определенным категориям сотрудников.
Попытаемся сформулировать требования к построению адекватного фундамента ОИС в организациях с разными видами деятельности и разными типами организационной культуры.
Поскольку организационная культура вырастает в привязке к основному процессу, с помощью которого организация зарабатывает деньги, она всегда обладает отраслевой спецификой. В свою очередь, под фундаментом ОИС мы понимаем некое тиражное бизнес-приложение, позволяющее предприятию адекватно решать главные задачи нижнего уровня -вести оперативный учет и обеспечивать взаимоувязанное планирование основных ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных. Для производственных рыночно ориентированных предприятий в качестве такого фундамента чаще всего используются интегрированные системы управления предприятием (ИСУП) – транзакционные ЕКР-системы, тогда как в сервисных и проектных организациях ОИС строятся на основе традиционных систем управления проектами.
Помимо производственной специфики на выбор фундамента ОИС дополнительные ограничения накладывает и организационная культура. В организациях с адхократической культурой, ориентированных на постоянные инновации и поиск неосвоенных сегментов, основная управленческая ценность – это быстрая реакция на изменение внешней среды и требования технического прогресса. Платой за гибкость является низкая степень регламентации внутренних процессов, отсутствие «долгоживущих» процедур, а также свободолюбие сотрудников, с трудом воспринимающих работу по жестким правилам.
Иная ситуация в консервативных производственных организациях. Бизнес-процессы там живут годами, не требуя особых изменений, и все подчинено критерию повышения эффективности и максимального использования ресурсов. Так что наиболее адекватными в этом случае будут ЕКР-системы, создававшиеся для решения именно таких задач. Рыночная ориентация заставляет производственные предприятия внимательно следить за снижением издержек, за тем, насколько загружены ресурсы. Здесь важен не только контроль финансовых потоков, но и управление материальными ресурсами, эффективность использования склада и т. п. А вот требования к управлению кадрами в компаниях с четко прописанными процедурами и отлаженными бизнес-процессами в целом ниже.
А вот клановые организации в своем крайнем проявлении практически не поддаются автоматизации. Межличностные отношения в подобных организациях играют большую роль, чем писаные инструкции, поэтому главная проблема при построении ОИС в клановой культуре – заставить работать процедуры и регламенты. А это ведет к серьезной трансформации типа организационной культуры.
Внедренная ИСУП играет решающую роль в трансформации организационной культуры, изменяя прозрачность бизнеса, оперативность, усиливает взаимозависимость подразделений, включает их в единый круговорот общего планирования, вынуждая решать проблемы форматьными методами – через ИСУП.
Подытоживая анализ возможных взаимодействий между организационной культурой и внедрением информационных технологий, необходимо отметить, что сложившийся тип организационной культуры в немалой степени определяет выбор конкретной информационной системы, при этом выбранная и внедренная информационная система неизбежно изменит организационную культуру компании.
One комментарий
Мы прежде всего автоматизировали документооборот с помощью http://www.docsvision.com/organizaciya-dokumentooborota/