Как трактовать понятие «культура»
Понятие "культура"
Менеджмент зависит от окружающих условий. На ум приходят множество факторов, воздействующих на управленческие решения, но, как правило, о культуре не вспоминают. В начале 70-х годов прошлого века многие фирмы, однако, осознали, что культура является важнейшим фактором, влияющим на бизнес. На современном этапе сделан еще один шаг вперед и культура рассматривается не как один из многих влияющих на бизнес факторов, но в качестве такого параметра, который почти полностью выражает наши ценности и наши поступки, и тем самым воздействует на теорию менеджмента, образ мыслей.
Что, собственно говоря, является культурой? Известно, что первоначально понятие культуры появилось в Древней Греции, где под культурой понимали возделывание почвы. В научной литературе существует множество определений культуры. Уже в 1962 году антрополог К. Клакхон проиллюстрировал безнадежность занятия по поиску всеобъемлющего определения понятия культуры, выделив более 150 различных ее определений.
Как видно из приведенного ниже списка, классические определения культуры, принятые в культурологи, быстро сменились современными, подчеркивающими динамичный характер феномена. Однако, не смотря на почти инфляционное применение понятия "культура", оно не стало более точным, а, наоборот, является почти расплывчатым термином обиходной лексики.
Рассматривая приведенные определения культуры нельзя сделать вывод о том, что только одно из них является единственно верным. Поэтому многие авторы продолжают свою работу над исследованием этого сложного феномена, указывая при этом на то, что "одной из важных особенностей познания (науки) является множественность точек зрения на один и тот же материал, множество разных интерпретаций текстов и фактов, представленных в культуре. Многообразие культуры и подходов к ней человека обуславливает и множество несовпадающих теоретических объяснений, имеющих место в гуманитарной науке, а также диалогический характер ее знаний и суждений" (10. с. 27).
Культура не является изолированным феноменом, поскольку охватывает все сферы жизни. Смысл этого вопроса заключается в том, находится ли культура в голове человека или вне ее. Однозначный ответ на этот вопрос отсутствует. Если одни исследователи придерживаются мнения о том, что культура является сложным феноменом окружающего нас мира, т.е. находится вне человека, то другие считают, что все в нашей жизни есть культура, и что без культуры мы не существуем. Третьи исследователи пытаются объединить оба эти подхода, утверждая что "культура и человек в некотором роде одно целое: культура живет в людях, их творчестве, активности, переживаниях; люди, в свою очередь, живут в культуре. Культура, с одной стороны, постоянно погружает человека в противоречия и ситуации, которые он должен разрешать, с другой – предоставляет ему орудия и средства, формы и способы, с помощью которых человек противостоит этим противоречиям" (4, с. 28). "Культура начинается с правил", – говорит Леви-Стросс.
Как мы видим, культура представляет сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование, что и привело к возникновению различных подходов к пониманию этого феномена. Суммируя приведенные выше подходы к пониманию культуры, можно выделить определенные ее характеристики, на которые обращают особое внимание исследователи, занимающиеся исследованием культурных различий:
1. Культура – сумма общественных достижений, включая артефакты культуры, т.е. материальные и духовные реалии, созданные творческим трудом человека;
2. Культура – система ценностей, норм и смыслов человеческой деятельности и общественных институтов;
3. Культура – способ духовного освоения действительности, вид человеческой деятельности, в которой культурные ценности не только осваиваются, но и создаются.
Из явлений культуры, как правило, обращают на себя внимание, прежде всего, артефакты. Однако было бы в корне неправильно говорить о схожести различных культур, включая их ценности и базисные положения, на основе наличия определенной схожести внешних ее проявлений. Даже человек, живущий в определенной культуре, зачастую переживает ее бессознательно, без всякой рефлексии, однако на этом культурном образце люди, как правило, строят действия и суждения по отношению к внешнему миру и в сравнении с ним переживают различия между культурами.
Наше восприятие культуры выступает как мгновенные снимки, идет ли речь об однажды увиденном и пережитом или даже о всеохватывающих научных исследованиях. Культуры меняются с течением времени, что особенно характерно для современной эпохи, отличающейся динамизмом, изменением многих, казалось бы, незыблемых реалий. Поэтому не следует принимать случайные наблюдения за типичное и нормативное. Мы можем воспринять только малую часть сложного феномена культуры, а в нашем восприятии остаются лишь те образы, которые зачастую были почерпнуты из газет и телевизионных передач.