Ценности и нормы

В познавательной модели организационная культура – подлежащий осознанию феномен, нацеливающий на действие приемлемым для любого культурного круга образом.

Ценности, нормы и базисные утверждения

В самом широком смысле под ценностями подразумеваются абстрактные категории, в большинстве случаев с ярко выраженным компонентом, сигнализирующим о наличии предпочтения в совершении определенного действия. Существуют моральные и инструментальные ценности, действующие только в определенных обстоятельствах или в определенном обществе. Ценности возникают за счет закрепления действий и накопленного опыта, доказавших свое позитивное воздействие на общество и способствовавших разрешению жизненных проблем отдельного социума.
Как говорят исследователи, на основе постоянных или время от времени повторяющихся действий накопленный на первом этапе опыт закрепляется в духовной памяти приобретших его людей. Поскольку возникает необходимость в закреплении и передачи этих знаний в процессе социализации следующего поколения, непосредственно не задействованного в том или ином интерактивном действии, возникает потребность в легитимации поведенческого образца. Легитимация объявляет о наличии институционального порядка тем, что объективизированной реальности приписывается законность, т.е. ценность, которая оповещает о правильности или ложности то или иного явления или поступка. Ценности "помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное или нежелательное состояние, истину или заблуждение, красоту или безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое или запретное, существенное или несущественное и т.д.". Ценности не являются эзотерическими явлениями, а скорее "социальными фактами", т.е. передаваемыми из поколения в поколение представлениями о должном. Кроме того, ценности обладают сильно выраженным лимитирующим воздействием на восприятие людей и могут способствовать возникновению стереотипов и предубеждений по отношению к другим культурам.
Нормы – это общий подход, выработанный группой, к тому, что является "правильным" и "неправильным". На формальном уровне нормы могут перерастать в письменные законы, на неформальном уровне они становятся способами социального контроля. Если ценности тесно связаны с идеалами, и поэтому на уровне индивида за ним остается свобода выбора в желании им следовать или отвергать, то нормы во многом обладают предписывающим характером, им следуют.
Культура обладает относительной стабильностью при совпадении норм и ценностей. Если они далеко расходятся друг от друга, то такая тенденция может легко привести к дестабилизации. Такое расхождение норм и ценностей наблюдалось в советской действительности, когда предписанные тогдашней системой нормы во многом не совпадали с ценностными установками большей части граждан. Этот духовный разрыв во многом и явился причиной тех фундаментальных подвижек свидетелями, которых мы были в последние годы.
В случае с базисными убеждениями, основополагающими представлениями о существовании, речь идет об основных отличиях в системе ценностей различных культур, связанных со смыслом человеческого существования. Самая базисная ценность человека – это борьба за выживание. Существует множество культур, знакомых нам по истории и сегодняшнему дню, представители которых отвоевывают свое право на существование у природы: голландцы строят земляные дамбы, чтобы защитить себя от моря, швейцарцы борются с горами и снежными лавинами, многие африканские народы – с засухой и пустыней. Все эти народы организуют свою жизнь таким образом, чтобы найти оптимальное решение проблем, позволяющее наилучшим образом выстоять в борьбе с природой. Вспомним, что слово культура в своем первоначальном смысле означает обработку почвы, т.е. способ, которым человек воздействует на природу. Повседневные проблемы зачастую решаются автоматическим образом, и эти решения исчезают в человеческом подсознании.
Итак, решения становятся частью нашего бессознательного и тем самым составной частью системы основополагающих ценностных установок. Человеческие сообщества нацелены на повышение эффективности в решении проблем. А поскольку каждый такой коллектив живет в различных географических и исторических условиях и обладает собственной логикой развития, то и возникающие базовые алгоритмы разнятся. Из этого следует, что с функциональной и организационной точки зрения культура является ничем иным, как способом, которым социум себя организует в течение времени для решения проблем в ответ на вызов природы и собственного исторического развития.
Изменения в культуре происходят тогда, когда прежние методы перестают быть эффективными. Изменение культуры происходит без труда, если люди осознают опасности, грозящие их выживанию. Человек строит свое отношение к миру, внешней среде, исходя из этих фундаментальных основ. Самые глубокие смыслополагания исчезают из сферы осознаваемого и становятся само собой разумеющимися принципами. Они и есть повседневный ответ на воздействие внешней среды. В этом смысле культурой может быть все, кроме природы.

Сохранить закладку на материал

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

опубликовать комментарий

Ваш адрес электронной почты останется скрытым. Обязательные поля помечены * Обязательные поля помечены * *