Корпоративная культура как необходимость?

Когда необходимо формирование корпоративной культуры? Зачем необходимо формирование корпоративной культуры? Что дает компании формирование корпоративной культуры?

© З. Козлова, Г. Мелик-Еганов Формирование корпоративной культуры мода или необходимость?

В последние годы больше российских компаний стали заниматься формированием корпоративной культуры.
Но тут вдруг выяснилось, что для лучших специалистов, получающих бизнес-образование и "приглядывающих" себе место работы, при выборе работодателя отнюдь не маловажно, какая корпоративная культура у компании. Журнал "Карьера" (январь, 2002 г.) в ходе опроса для подготовки рейтинга "Лучший работодатель на российском рынке" задавал своим респондентам в числе прочих и вопрос: "Что будет для Вас самым важным при выборе работодателя". И, как видно на рис. 1, оказалось, что и для российских респондентов очень важна кадровая политика: то, как осуществляется подбор персонала, и корпоративная культура (34,4%).
Между прочим, отвечая на вопрос American MBA Edition "Какого рода информация о работодателе наиболее важна для Вас", 63% студентов лучших американских бизнес-школ поставили на 1-е место корпоративную культуру , 37% – информацию об истории компании и ее планах на будущее, 28% – об условиях для карьерного роста ("Карьера", август-сентябрь 2001 г.).
Итак, сегодня работодателям становится ясно, что без сильной корпоративной культуры не собрать сильной команды.
Компания GRP провела опрос ряда фармацевтических предприятий. На вопросы анкеты ответили 36 фирм.
Среди ответивших на вопросы анкеты в основном компании-дистрибьюторы и производители, чья "история" на российском рынке более 5 лет (62,5%), 25% созданы 3-5 лет назад и 12,5% – менее 3-х лет назад .
Среди участников опроса, проявивших интерес к корпоративной культуры , представлены компании различной численности – от очень крупных до совсем небольших.
Оказалось, что вопросы построения корпоративной культуры интересны для компаний не только с российским управлением (таких среди респондентов 75%), но и с иностранным (25% опрошенных), т.е. для тех, для кого корпоративная культура – это уже не terra incognita.
Среди респондентов нет неуспешных компаний. Об этом косвенно свидетельствует состояние их штатов: около 81% компаний расширяет свой штат, остальные имеют стабильный штат сотрудников. По мнению опрошенных, на развитие бизнеса их компаний в наибольшей степени влияют (в различных сочетаниях) пять факторов: маркетинговая политика, наличие квалифицированных специалистов, менеджмент, организационная структура и корпоративная культура.
При этом среди тех 39% компаний, которые отметили корпоративную культуру как фактор успешности бизнеса, лишь 21% с чисто российским капиталом, остальные имеют либо смешанный, либо полностью иностранный капитал. Среди компаний с иностранным менеджментом этот фактор отметили 75% респондентов. Большинство опрошенных компаний (75%) уже занималось построением корпоративной культуры , остальные планируют приступить к решению этой задачи, даже если и не совсем представляют, для чего это нужно, и даже затрудняются дать определение корпоративной культуры. Но такие компании – в меньшинстве (6%).
Существуют две наиболее распространенные точки зрения на суть корпоративной культуры:

  1. Установки руководства относительно того, как людям надо вести себя и как компания должна функционировать в целом;
  2. То, как осуществляется вся работа компании, включая отношения между сотрудниками, работу с клиентами и партнерами и отношение работников к своей компании.

В соответствии с этими двумя точками зрения участникам опроса было предложено два определения корпоративной культуры:

  • лишь 12,5% респондентов придерживаются первого мнения, т.е. считают, что "корпоративная культура – это лишь совокупность норм и правил деятельности сотрудников, специально разработанная для данной компании".
  • 87,5% опрошенных согласны с тем, что "корпоративная культура – это совокупность традиций, установок, ценностей, убеждений и отношений, которые создают всеобъемлющий контекст для всего того, что мы делаем или о чем мы думаем, когда выполняем работу в нашей организации" (определение дали Мак-Лин и Маршалл в 1993 г.).

По мнению участников опроса, корпоративная культура нужна компании для решения внутренних и внешних задач. Но мнения респондентов разделились. Так, в целом на первое место вышла задача "Формирование у сотрудников нужных ценностных ориентиров", но компании с иностранным менеджментом столь непосильную для иностранцев задачу, как воспитание россиян, себе не ставят вообще. Для этих компаний на первом месте "Получение максимальной отдачи от сотрудников" и "Формирование у внешнего окружения нужного имиджа компании". Следовательно, именно в этих компаниях претенден ты на вакантную должность будут в большей степени отбираться по соответствию их внутренних ценностей корпоративной культуры компании. А менеджеры по персоналу компаний с российским менеджментом считают основной задачей построения корпоративной культуры как раз воспитательную работу – формирование у сотрудников нужной компании системы ценностей.
В каждой современной организации существует формальная модель организации (миссия, цели, стратегия…), т.е. символы высокого профиля. И существуют символы низкого профиля – реальная бизнес-культура организации.
Чаще всего "мифы" (то, какой хочет видеть организацию руководство) и реальность несовпадают. Почему? Мешают люди… 75% компаний-участников опроса занимались построением корпоративной культуры, и при этом в половине из них есть существенная разница между декларируемой и действительной корпоративной культурой. Причин этому может быть две:

  • идеологическая – миссия, видение, цели разработаны неправильно;
  • организационная – структура компании противоречит декларируемым принципам.

Поэтому при анализе первых шагов по формированию корпоративной культуры мы выделили эти компании в группу А. Очевидно, что неуспех внедрения корпоративной культуры вызвал серьезное разочарование руководителей компаний, и теперь их надо вновь убеждать, что корпоративная культура компании – это один из факторов у спешности бизнеса.
Как выяснилось в ходе опроса, большинство компаний (75%) занимается или планирует заниматься проблемами корпоративная культуры самостоятельно, т.е. они или уже сделали в этом направлении свой первый шаг, или уже решили, с чего надо начинать. Вот как выглядят по результатам опроса первые действия компаний-респондентов по формированию корпоративной культуры .

Сохранить закладку на материал

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

опубликовать комментарий

Ваш адрес электронной почты останется скрытым. Обязательные поля помечены * Обязательные поля помечены * *