Коррекция корп. культуры

Каким образом, возможно изменить организационную культуру? Каковы инструменты изменения организационной культуры?

© И.Н. Мальцева Коррекция корпоративной культуры

У менеджеров разного должностного статуса особенно часто не совпадают взгляды на такие вопросы, как стиль управления компанией, ее стратегические цели и критерии измерения эффективности. Для устранения этих разногласий была разработана игра “Образ организации”. В ней приняли участие 15 руководителей, которые принимают решения в различных областях деятельности предприятия: персонал, производство, качество, финансы, технологии и т. д.

Цели игры:

  • согласование интересов руководителей разных уровней управления
  • формирование единого образа будущей организации
  • развитие коммуникативных навыков менеджеров

Программа организационно-деятельностной игры “Образ организации”:
1. Информирование участников о роли корпоративной культуры в организации, знакомство с результатами анкетирования.

2. Определение целей и задач игры.

3. Объяснение процедуры и этапов проведения занятия.

4. Разделение менеджеров на группы (по случайному признаку).

5. Раздача материала и объяснение процедуры : работа в группах, общее обсуждение, корректировка результатов работы группы, оформление общего решения.

Вопросы, предложенные к обсуждению для первой группы (стиль управления):

  • Определите какой стиль управления преобладает на предприятии (в среде топ-менеджеров, функциональных руководителей, линейного персонала;
  • Какие признаки стиля управления в наибольшей степени проявляются в среде руководителей:
    – поощрение командной работы, единодушие, участие работников в принятии решении;
    – поощрение индивидуальной инициативы, новаторства сотрудников;
    – жесткое стремление к конкурентноспособности, требовательность и поощрение конкретных результатов работников;
    – требование подчинения, стабильность в отношениях.
  • Соответствует ли выбранный вами стиль управления требованиям производства, целям и задачам предприятия? Аргументируйте свой ответ. Если не соответствует, то каким должен быть стиль руководства на предприятии?
  • Составьте модель идеального руководителя: напишите 10 характеризующих его качеств, проранжируйте их. Объясните свой выбор

Вопросы, предложенные к обсуждению для второй группы (стратегические цели):

  • Выделите пять ключевых напрвлений в деятельности предприятия. На достижение каких целей они направлены?
  • Определите пять основных напрвлений работы в организации в ближайшие 1-2 года. обоснуйте ваш выбор.
  • Проранжируйте выбранные вами направления деятельности по приоритетности и их влиянию на достижение основных целей компании.

Вопросы, предложенные к обсуждению для третьей группы (критерии успеха):

  • Выделите основные показатели, которыми измеряется эффективность работы предприятия. Сгруппируйте их по направлениям (например, производство, финансы, маркетинг, сбыт, управление персоналом)
  • Проранжируйте показатели по степени важности.
  • Выделите три главных направления и в каждом из них 3-5 основных показателей, которые, по вашему мнению, наиболее полно могут отразить положение организации и ее развитие в будущем.

6. Работа в группах над вопросами по стилю управления, стратегическим целям и критериям измерения эффективности деятельности.

7. Выступление команд с результатами работы. Перерывы перед выступлениями.

8. Дискуссия по содержанию поднятых проблем.

9. Подведение итогов игры.

За ходом игры наблюдали три менеджера по персоналу, которые фиксировали реплики и вопросы, проблемные для групп. Ведущий регулировал ход игры, отвечал на вопросы участников, направлял обсуждение в нужное русло.

После подведения результатов игры удалось выявить ряд социально-психологических факторов, присущих персоналу компании:

1. Основное противоречие между линейными и функциональными руководителями заключается в выборе приоритета между производством (техническим перевооружением) и персоналом (инвестиции в персонал).

2. Проявился статусный конфликт: культура менеджеров и остального персонала разительно различаются. Были выявлены причины непонимания между руководителями и подчиненными.

3. В составленной менеджерами идеальной модели руководителя большинство качеств относятся к волевой сфере личности. Такой управленец является идеальным для иерархического типа культуры, который преобладал на предприятии. С его переориентацией на рыночный тип отношений руководитель должен стать лидером и инициатором нововведений и изменений. Поэтому в компании проводятся тренинги, направленные на развитие таких навыков руководителей, как принятие решений, мотивирование персонала, ведение переговоров, поведение в стрессовых ситуациях и т.п.

В ходе игры участники попытались расставить приоритеты в направлениях развития организации и определить ее будущую модель. В результате они сделали вывод о необходимости разработки стратегической программы развития предприятия и формулирования его миссии, что в дальнейшем и было реализовано. Также руководители выразили готовность к участию в очередных корпоративных тренингах и деловых играх.

Проведенное исследование и деловая игра могут быть рекомендованы для использования кадровыми службами промышленных и коммерческих предприятий с целью решения проблем командообразования на предприятии.

Сохранить закладку на материал

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

опубликовать комментарий

Ваш адрес электронной почты останется скрытым. Обязательные поля помечены * Обязательные поля помечены * *